Наука география на этапе обобщения знаний о Земле

Информация » Этапы развития географической науки » Наука география на этапе обобщения знаний о Земле

Страница 1

После падения Римской империи античные знания об ойкумене на тысячу лет остались в забвении, а слово география перестало вообще употребляться. До XII в. кругозор европейцев благодаря паломничеству, миссионерству, крестовым походам охватывал большие регионы. Однако сведения об этих регионах вместе не объединялись. Только в XIII в. купцы и миссионеры достигли Китая. В то время мусульманские ученые и византийские монахи сохраняли античные знания о Земле, поэтому на несколько столетий центр географической мысли переместился на Восток.

Наследие античных географов заботливо приумножали арабские ученые. В X в. они создают первый климатический атлас мира – «Kitab al-Ashkal». В конце того же столетия арабские географы выделили на планете 14 климатических зон и установили, что климат изменяется не только по широтам, но и с Запада на Восток.

В средневековой Европе произведения древнегреческих географов были надолго забыты. Натуральному хозяйству феодалов требовались лишь знания об ограниченной территории. Однако с течением времени появилась потребность в расширении торговли, а это значит и в географических знаниях.

География в эпоху Великих географических открытий. Возрождение – это время становления в Европе промышленности, усиления мировых торговых связей, небывалого роста науки и культуры; оно неотделимо от Великих географических открытий и начала становления современного естествознания. Никогда ранее ученые не получали столько новых сведений о Земле. Широкий поток информации наполнил Европу, раздвинул горизонты знания. И оживление географических исследований было не случайным. Европейцы стремились овладеть пряностями Востока, пополнить запасы золота и драгоценных камней, чтобы обеспечить капиталами развитие торговли и промышленности, а также распространить христианскую веру в ответ на завоевания мусульман. Поэтому к XV столетию центр географической мысли вновь переместился на Запад – в Европу.

Благодаря океанским экспедициям человек одним взглядом охватил планету и результаты своих познаний зафиксировал на глобусах и картах.

В промежуток между смертью Магеллана в 1521 г. на Филиппинах и гибелью Кука в 1779 г. на Гавайях основная часть географических исследований касалась уточнения очертаний берегов новых земель. На протяжении всей эпохи Великих географических открытий ученые пытались отделить правдивое описание материков от фантастических объяснений.

Пытаясь описать новые явления старыми терминами, путешественники пользовались методом аналогии. Так, один флорентиец описывал жирафа как животное, похожее на страуса с рогами барана, копытами коня и птичьими голенями. Метод аналогии (от греч. analogia – сходство, соответствие) широко используют и современные географы. Заметив сходство предметов по каким-то признакам, мы можем предположить, что они похожи между собой и по другим. Использование аналогий будет более достоверным, если сходство устанавливают не по внешним, а по главным (существенным) признакам. К примеру, в географии знание о процессах, происходящих в одном ландшафте, можно перенести на другой. В науке широко пользуются этим приемом. Часто аналогии служат основой научных догадок, гипотез, без которых не развивается наука.

В конце эпохи Великих географических открытий начинается становление нового этапа развития географии. Ученые пытаются систематизировать и теоретически объяснить огромное количество новых опытных, эмпирических фактов, сведений о нашей планете. Географы начали задумываться и над тем, как должно происходить исследование неизвестного. Новый этап развития географического знания возник на фоне научной революции XVII в.

Бернхард Варен (1622–1650 гг.) – автор «Geographia Generalis» – «Общей географии» первым показал взаимосвязь между двумя подходами, существующими в то время в изучении географического мира. По мнению Варена, первый подход – частные описания отдельных стран (территорий) мира должен сочетаться со вторым – широкими обобщениями в географии. Характеристики отдельных местностей он относил к области знания, которую назвал Специальной географией. Изучением же общих законов, относящихся ко всем местностям, по Варену, занимается Общая география.

Предметом Общей географии является «круг земноводный», состоящий из суши, воды (океанов, рек, болот, озер и т. д.) и воздуха. Варен создал труд, удовлетворяющий практические запросы людей, в первую очередь – мореплавателей. В нем читатели могли найти множество новых и общих сведений о планетарных явлениях (климате, рельефе, рудах, о соотношении суши и океанов и т. д.). Третий том «Общей географии» был практическим руководством по определению широты и долготы, прокладыванию пути корабля, по проекциям карт.

Страницы: 1 2 3

Больше по географии:

Природно-ресурсный потенциал
Количество, качество, сочетание природных ресурсов определяют природно-ресурсный потенциал территории. Наличие природных ресурсов, во-первых, воздействует на формирование территориальной структуры хозяйства. Во-вторых, природно-ресурсный потенциал существенно влияет на отраслевую специализацию реги ...

Семинар – практическая работа (по изученному материалу)
Тема: составление сравнительной экономической характеристики двух стран – на пример ФРГ, как представителя северного субрегиона Западной Европы и Италии, как представителя южного субрегиона Южной Европы. Цель: совершенствовать умение составлять экономико-географическую характеристику стран в сравне ...

Туризм
Одним из основных источников доходов правительства является туризм. В разные годы страну посещало от 400 до 800 тыс. иностранных туристов. Доходы от туризма стали важной статьей валютных поступлений страны. Благоприятные климатические условия Кении, живописные ландшафты, песчаные пляжи и богатый жи ...


Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.geodesire.ru