Современные научные методы исследования в области размещения производительных сил характеризуются преимущественным развитием отраслевого подхода, который в качестве объекта рассматривает отдельную отрасль. Отраслевой анализ отличается значительной разработанностью и в настоящее время в большей степени влияет на принятие решений.
В 30-х гг. отраслевой подход представлял собой анализ размещения отдельного предприятия в зависимости от расположения источников топлива, сырья, полуфабрикатов и районов потребления по критерию минимальных транспортных издержек. Различия в экономических характеристиках сырья, топлива, полуфабрикатов не принимались во внимание. Классификация отраслей и производств была разработана по принципу тяготения к источникам сырья, топлива и энергии, центрам
потребления. При этом она базировалась на изучении технологических соотношений между весом готовой продукции, с одной стороны, и топлива, сырья и полуфабрикатов — с другой. В проблемах размещения различных отраслей, наряду с исследованиями других факторов, большое внимание уделяется влиянию транспорта на размещение (А.Е. Пробст и Ю.К. Козлов).
Определенный интерес представляет опыт зарубежных экономистов. В работе «Планирование размещения промышленности» (Организация промышленного развития ЮНИДО при ООН) предлагается разделение отраслей на две большие группы.
1. Отрасли, размещение которых зависит преимущественно от территориальной локализации одного из следующих факторов: сырье и материалы, капитальные вложения, рабочая сила, производство промежуточных продуктов, рынок, города.
Для того чтобы установить степень влияния того или иного фактора, предлагается ряд показателей. Для сырья и материалов — доля издержек на них с учетом транспортных затрат в общих издержках на готовую продукцию; для квалифицированной рабочей силы — соотношение зарплаты на нее и общего уровня зарплаты; для промежуточных продуктов — доля издержек на них в общих издержках на готовую продукцию; для рынка — соотношение веса готовой продукции к ее стоимости с учетом средних транспортных издержек на доставку готовой продукции к потребителю.
2. Отрасли, в которых не обнаруживается доминирующего влияния какого-либо из перечисленных выше факторов, или отрасли «свободного» размещения. При этом отмечается, что изменение влияния урбанизированных территорий на размещение отраслей отличается исключительной сложностью, поскольку нет надежных данных относительно соотношения городской инфраструктуры и величины соответствующего эффекта применительно к различным отраслям, а также не найден способ
измерения разнообразных преимуществ городской агломерации.
Вместе с тем указывается, что в окончательном виде территориальная ориентация какой-либо отрасли промышленности будет результатом влияния всех факторов размещения, которое должно измеряться одновременно и на единой количественной основе в целях определения окончательного удельного веса каждого из них. Процесс экономического развития увеличивает свободу выбора пункта размещения. Общее удешевление транспорта и рост местных рынков уменьшают дифференциацию транспортных издержек в альтернативных вариантах и в то же время увеличивают число его возможных пунктов. Влияние фактора рынка в общем виде растет в связи с уменьшением во многих отраслях доли издержек на сырье и материалы. Кроме того, многие современные технологические процессы характеризуются тенденцией к уменьшению расходов сырья и материалов на единицу готовой продукции. Таким образом, значение сырьевой ориентации падает, а рыночной растет.
Рассмотренные позиции зарубежных экономистов не совсем укладываются в рамки отраслевого подхода. По существу здесь намечается переход от отраслевого анализа к межотраслевому. В странах с развитой экономикой фактические тенденции к росту числа пунктов и районов с примерно одинаковыми условиями размещения для отдельных отраслей представляют большой интерес. В России с ее огромной территорией, существенными различиями в уровне хозяйственного освоения регионов и резкой дифференциацией обеспеченности топливно-энергетическими и минерально-сырьевыми ресурсами рассмотренные тенденции имеют меньшее значение. Дальнейшим усложнением отраслевого подхода (с 60-х гг.) было рассмотрение не одного, а двух-трех возможных пунктов производства аналогичных видов продукции, характеризующихся различиями в производственных издержках. В этом случае возникает задача выбора пункта размещения по критерию минимума производственных и транспортных затрат. Самой упрощенной формой постановки такой задачи
становится сравнение приведенных издержек на производство и доставку продукции к потребителю по двум конкурирующим пунктам. Районный подход, или анализ перспектив развития отдельных территориальных
единиц, отличается меньшей разработанностью, чем отраслевой. Важным методом изучения перспектив развития производительных сил по экономическим районам и республикам является разработка соответствующих концепций. С их помощью на базе анализа предпосылок
Больше по географии:
Пещера Вертолетная
Находится в Аургазинском районе Республики Башкортостан, в 1 км севернее д. Ахмерово, в пределах Рязано-Охлебининского вала. Пещера заложена в светло-серых массивных гипсах кунгурского яруса нижней перми (P1k). Это самая протяженная гипсовая пещера Башкирии, имеет длину 1768 м. Глубина ее 50 м, объ ...
Растительность и фауна
Почти 40% территории Анголы занято лесами и редколесьями. Наиболее густые влажные тропические леса сосредоточены на северо-западе, к северу от р. Кванза - главным образом по долинам рек бассейна Конго и в провинции Кабинда. Во внутренних районах распространены сухие листопадные тропические редколес ...
Уровень рождаемости в России
рождаемость воспроизводство население Демографическая проблематика сегодня активно обсуждается в российском обществе. Большинство граждан разделяют мнение о том, что показатели рождаемости в сегодняшней России – низкие. Вторая половина XX века характеризовалась общим снижением рождаемости в РСФСР и ...