На климат Восточно-Европейской равнины оказывают влияние её положение в умеренных и субарктических широтах и акватория (Атлантический и Северный Ледовитый океаны). Круглый год над Восточно-Европейской равниной господствует западный перенос воздушных масс. Атлантический воздух летом приносит прохладу и осадки, а зимой — тепло и осадки. За холодное время года из различных частей Атлантики на Восточно-Европейскую равнину приходит от 8 до 12 циклонов. При их движении на восток или северо-восток происходит резкая смена воздушных масс, способствующая то потеплению, то похолоданию. С приходом юго-западных циклонов — атлантико-средиземноморских — (а их бывает за сезон до шести) на юг равнины вторгается теплый воздух субтропических широт. Тогда в январе температура воздуха может подняться до 5°-7°С и наступают оттепели[7].
С приходом на Русскую равнину циклонов из Северной Атлантики и Юго-Западной Арктики связано вторжение холодного воздуха. Он входит в тыловую часть циклона, и тогда арктический воздух проникает далеко на юг равнины. Арктический воздух поступает свободно на всю поверхность и по восточной периферии антициклонов, медленно передвигающихся с северо-запада. Антициклоны часто повторяются на юго-востоке равнины, обусловленные влиянием Азиатского максимума. Они способствуют вторжению холодных континентальных масс воздуха умеренных широт, развитию радиационного выхолаживания при малооблачной погоде, низких температур воздуха и образованию маломощного устойчивого снежного покрова[13].
В теплый период года, с апреля, циклоническая деятельность протекает по линиям арктического и полярного фронтов, смещаясь к северу. Циклональная погода наиболее типична для северо-запада равнины, поэтому в эти районы с Атлантики часто приходит прохладный морской воздух умеренных широт. Он понижает температуру, но в то же время от подстилающей поверхности нагревается и дополнительно насыщается влагой за счет испарения с увлажненной поверхности.
Циклоны способствуют переносу холодного воздуха, иногда арктического, с севера в более южные широты и вызывают похолодание, а иногда и заморозки на почве. С юго-западными циклонами (6-12 за сезон) связано вторжение на равнину влажного теплого тропического воздуха, который проникает даже в лесную зону. Очень теплый, но сухой воздух формируется в ядрах отрога Азорского максимума. Он может способствовать образованию на юго-востоке равнины засушливых типов погод и засух[10].
Положение январских изотерм в северной половине Восточно-Европейской равнины субмеридиональное, что связано с большей повторяемостью в западных районах атлантического воздуха и меньшей его трансформацией. Средняя температура января в районе Калининграда составляет -4°С, в западной части компактной территории России около -10°С, а на северо-востоке -20°С. В южной части страны изотермы отклоняются к юго-востоку, составляя -5 .-6°С в районе низовьев Дона и Волги[3].
Летом почти всюду на равнине важнейшим фактором в распределении температуры является солнечная радиация, поэтому изотермы в отличие от зимы располагаются в основном в соответствии с географической широтой. На крайнем севере равнины средняя температура июля повышается до 8°С, что связано с трансформацией поступающего из Арктики воздуха. Средняя июльская изотерма 20°С идет через Воронеж на Чебоксары, примерно совпадая с границей между лесом и лесостепью, а Прикаспийскую низменность пересекает изотерма 24°С.
Больше по географии:
Историческое развитие городского расселения в России
Первые города на территории современной России появились в I тыс. до. н. э. Это были древнегреческие торговые колонии на побережьях Черного и Азовского морей - Танаис в устье Дона, Фанагория на российском берегу Керченского пролива, Горгиппия в районе современного Новороссийска. В начале нашей эры ...
Развитие транспортного комплекса
Среди развивающихся стран Индия выделяется сравнительно развитой транспортной сетью. Многие дороги были построены ещё при колониальном режиме. Во внутренних перевозках главную роль играют железные дороги
, протяженность которых свыше 60 тыс. км. На железные дороги приходится 55% наземных грузовых п ...
Азовское море
На протяжении веков Азовское море сменило немало названий. Древние греки именовали его Майотис Лиман, римляне — Меотис Палюс — Меотийское болото, по имени народа меотов, живших на его берегах. Местные жители в античную эпоху называли это море Темеринда, что предположительно означает «мать моря», та ...