Префектуры Японии имеют свои законы по охране окружающей среды и собственные экологические программы. Заслугой местных органов самоуправления в решении экологических проблем стало заключение добровольных соглашений с компаниями о контроле за загрязнением. В Японии, как и в большинстве стран Запада, в контроле за состоянием окружающей среды активно задействованы (наряду с центральными и местными органами власти) многочисленные подразделения, созданные в промышленных компаниях.
В Японии имеются стандарты, которые трудно встретить за ее пределами. Стандарт озеленения определяет количество зеленых насаждений на осваиваемой территории. Существует шкала индексов озеленения территории.
Существует стандарт на сохранение в городе старых заповедных территорий естественной природы и памятников старины. В Японии имеются также порядок классификации архитектурных памятников и целая система регламентов, связанных с их охраной, реставрацией и эксплуатацией.
Стандарт воздействия на экосистемы в отличие от физико-химических стандартов загрязнения воды, воздуха, почвы позволяет интегративно оценить качество среды (качество водоемов пресной воды классифицируется в зависимости от того, какая рыба там живет).
Экологическую экспертизу проходят проекты даже небольших предприятий и социальных объектов. В экспертизе обязательно участвует и само население. Можно выделить три наиболее ценных момента в японском варианте экологической экспертизы: стандартизация работ по экспертизе; их компьютеризация; достижение широкого участия общественности в обсуждении проекта и контроле за природной средой в регионе. Последнее возможно после наделения местных органов власти достаточными правами.
В Японии существует система строжайшего контроля за выполнением стандартов. Важное место в организации контроля за состоянием окружающей среды занимает автоматизированная система мониторинга. Уже в 1970 г. в Японии насчитывалось 10700 постоянных и временных служб мониторинга, в том числе примерно 4300 станций наблюдения за качеством воды, 2300 станций наблюдения за качеством воздуха (уровней окислов серы и азота, взвешенных частиц и окиси углерода) и 9100 станций, измеряющих уровни шума и вибрации. Не найдено пока радикальных способов устранения таких неприятных последствий технического прогресса, как постоянные шумы транспортных средств и предприятий, а также шумы, создаваемые находящимися в индивидуальном пользовании населения музыкальными инструментами, телевизорами, радиоприемниками.
Самое серьезное внимание в Японии уделяют неприятным запахам, источниками которых являются животноводческие фермы (26%), индустрия сервиса (21 %), промышленные предприятия (13%), хозяйство соседей (10%), канализация (7%). После введения стандартов количество выбросов легковыми автомобилями снизилось в 1975 г. по окиси углерода - в 20 раз, по углеводородам и окиси азота - в 12, по серному ангидриду - в 5 раз [18].
Формирование природоохранного механизма Японии тесно связано с принципом «загрязнитель платит», в результате чего промышленные предприятия были вынуждены разрабатывать технологии по контролю за экологической обстановкой. В случае несоблюдения экологических стандартов было предусмотрено привлечение к уголовной ответственности. Загрязнитель также в соответствии с Законом о компенсации ущерба для здоровья в связи с экологическим загрязнением должен оплачивать пострадавшему населению лечение специфических заболеваний.
В последнее время в проведении экологической политики Япония сочетает административные и экономические методы регулирования. К административным мерам относятся:
•введение стандартов качества продукции и окружающей среды;
•экологическая экспертиза;
•соглашения между местными органами власти и предприятиями о контроле
•за загрязнением;
•система арбитража экологических конфликтов.
Следует также отметить, что в Японии одни из самых строгих в мире нормативов по загрязнению атмосферы, превосходящие в 2–3 раза аналогичные параметры в других странах. Экономические меры включают: платежи за природные ресурсы (они идут на финансирование экологических проектов); налоги на источники выбросов серы, налоги на потребителей бензина, повышен налог на покупку земель в окрестностях городов и др. С другой стороны, поощряются предприятия, использующие экологически чистые технологии.
Больше по географии:
Население
Численность населения Каира — свыше 7 млн. человек. Подавляющее большинство жителей города (около 90%) составляют египтяне (хамиты). Национальный состав столицы формируют также нубийцы, бедуины, выходцы из европейских стран. Государственным языком является арабский (в городе имеют хождение нескольк ...
Размещение населения
Средняя плотность населения в США - 27 человек на 1 км2, что значительно ниже, чем в других развитых капиталистических странах. Для размещения населения в пределах страны характерны очень большие различия. Например, почти 70% жителей США проживают на территории, занимающей всего 12% общей площади с ...
Транспортная инфраструктура
Уровень развития транспортной системы государства — один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции в европейскую и мировую экономику, транспортная система становится базисом для эфф ...