Мировую транспортную систему образуют все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства. На мировом транспорте занято более 100 млн. человек. Ежегодно всеми видами транспорта перевозится более 100 млрд. тонн грузов и более 1 трлн. пассажиров. Мировые грузовые и транспортные перевозки географически распределены очень неравномерно. Транспорт экономически развитых стран отличается высоким уровнем и взаимодействием различных подотраслей. В развивающихся странах транспорт – это отстающая отрасль экономики.
В структуре мирового транспорта выделяют сухопутный, водный и воздушный.
К
сухопутному транспорту
относят автомобильный, железнодорожный и трубопроводный. Протяженность автомобильных дорог составляет 24 млн. км. Самый высокий уровень развития автомобильного транспорта отмечен в США. Самые протяженные автодороги в США, Индии, России, Японии и Китае. По густоте дорог выделяют Западную Европу и Японию.
Мировая железнодорожная сеть
сформировалась еще в начале ХХ века. Общая протяженность железных дорог составляет около 1 млн.км. Причем ? длины железных дорог приходится на США, Россию, Канаду, Австралию, Францию, Германию и Бразилию.
Трубопроводный транспорт
получил развитие благодаря быстрому росту добычи нефти и природного газа. Наибольшее развитие получил в США и России.
К
водному транспорту
относят морской, внутренний водный транспорт и озерное судоходство. Морской транспорт
обслуживает 4/5 оборота мировой торговли. Морские перевозки обслуживает морской торговый флот, общий тоннаж которого составляет 420 млн. тонн. Общее число морских портов составляет около 2,5 тыс., из них около 40 являются портами мирового масштаба. Порты могут быть универсальными и специализированными. Большое влияние на географию морского транспорта оказывают каналы: Панамский и Суэцкий. Начиная с эпохи великих географических открытий, первенство в мировом судоходстве принадлежит Атлантическому океану, второе место принадлежит Тихому океану, третье – Индийскому.
География внутреннего водного транспорта определяется природными предпосылками (наличием рек и озер), а также наличием судоходных каналов. По количеству грузооборота внутренних водных путей выделяют США, Россию, Канаду, Германию, Нидерланды и Китай. Примерно 1/10 общей длины используемых внутренних водных путей составляют искусственные пути (шлюзованные реки и каналы).
Озерное судоходство развито в основном в США и Канаде.
К самым крупным воздушным державам
относят США, Японию, Великобританию, Францию, Германию, Канаду и Россию.
Больше по географии:
Рекреационные ресурсы и туризм
Природные условия ФРГ довольно многообразны. По характеру рельефа страну можно разделить на три части: северную низменную, среднюю, включающую пояс Среднегерманских гор, и южную зону Альпийских государств с пред альпийским плато. На севере простирается Северо-Германская низменность. Характерны силь ...
Современное оледенение
Современные ледники занимают на территории России небольшую площадь, всего около 60 тыс. км2, однако в них заключены большие запасы пресной воды. Они являются одним из источников питания рек, значение которого особенно велико в годовом стоке рек Кавказа. Основная площадь современного оледенения (бо ...
Проблема «утечки умов» из России
Данный термин получил распространение в нашей стране сравнительно недавно. «Утечка умов» - поток, который выделяют из общего процесса внешней миграции как его наиболее ценный компонент [5, с.213]. Особую проблему представляет так называемая «утечка умов» - эмиграция высококвалифицированных специали ...