Виды ветров
Бриз – ветер, дующий с берега в море и с моря на берег; в первом случае называется береговым бризом, а во втором – морским.
Муссон – периодическяй ветер, изменяющий свое направление в зависимости от времени года. Муссоны наблюдаются главным образом в тропическом поясе.
Пассаты – ветры, дующие с довольно постоянной силой трех-четырех баллов; направление их не сохраняется всегда постоянным, но изменяется, в тесных, однако, пределах.
В народных представлениях наделяется свойствами демонического существа. Могущество Ветра, его разрушительная (наравне с градом, бурей, метелью) или благотворная сила (аналогично дождю или солнечным лучам) вызывает необходимость задабривать Ветер: ласково с ним разговаривать, «кормить» и даже приносить ему жертву. Характерно и деление Ветров на «добрые» (например, такие, как «святой воздух» – благоприятный, попутный Ветер) и на «злые», наиболее ярким воплощением которых является вихрь.
В славянских верованиях Ветер обитает в местах далеких, таинственных и недостижимых. Это и глухой лес, и необитаемый остров в океане, чужие края по другую сторону моря, крутая, высокая гора и т.п. В южнорусских областях Ветер представляли себе сердитым стариком, который живет «за морем».
В соответствии с индоевропейскими воззрениями на Ветер как на «дыхание Земли», местами его пребывания считались различные пропасти, ямы и пещеры. По представлениям южных славян, такие пещеры и пропасти стерегут летучие змеи, одноглазая ведьма или слепой старец, безуспешно пытающиеся закрыть дыру, из которой выходит Ветер.
Ветры могут подчиняться высшему божеству: в Слове о полку Игореве» Ветры – «Стрибожьи внуки». По руссским верованиям, Ветров много, но главных – четыре (соответственно четырем сторонам света); они «сидят по углам земли», старший среди них называется «вихровой атаман»: ему повинуются все остальные, он же посылает Ветры и вихри дуть туда, куда захочет. В севернорусской традиции известны «ветряной царь», «ветер Мойсий», «ветер Лука», а также «Седориха» – северный Ветер. В Вологодской быличке рассказывается, что двенадцать ветров прикованы цепями к скале посреди океана; срываясь с цепи, они попадают на землю.
Представление о Ветре как об одушевленном, передвигающемся по воздуху существе выражалось и в желании человека пригласить, вызвать Ветер в тех случаях, когда он необходим для хозяйственных и иных нужд (при веянии жита, для работы мельниц и т.д.). Самым распространенным способом вызвать Ветер в затишье считался свист, реже – пение. Чтобы вызвать попутный Ветер, у русских моряков, особенно поморов, было принято насвистывать (К: не только у русских. Этот обычай есть у моряков практически во всем мире, и, вероятно, связан с симпатической магией (свист ветра в снастях)). Женщины прибрежных поморских селений выходили вечером к морю «молить ветер, чтоб не серчал»,
помогал их близким, находящимся в море. Встав лицом к востоку, они напевным голосом обращались к желаемому восточному Ветру с просьбой «потянуть» и обещали ему «наварить каши и напечь блинов»
. В Рязанской губернии, с целью вызвать Ветер при веянии жита, старухи изо всех сил дули в ту сторону, откуда его ждали, и махали руками, показывая ему нужное направление. У белорусов мельник должен был уметь «запречь ветер»: в частности, вызвать его в затишье, бросая горстями муку с верхушки мельницы.
Дар или жертва Ветру встречается у всех славян. Ветер «кормили» хлебом, мукой, крупой, мясом, остатками праздничных блюд; словенцы бросали навстречу Ветру пепел от костей животного, потроха. Чтобы успокоить сильный Ветер, в Хорватии и Боснии сжигали части одежды, старую обувь. В восточной Польше, приглашая Ветер во время жары, ему обещали отдать девочку, называя ее по имени: «Подуй, ветерок, подуй, дадим тебе Анусю»
и т.п.
Появление Ветра часто связывается с общеславянскими представлениями о Ветре как местонахождении душ и Демонов. Душа (в виде дыхания, дуновения) отождествлялась с воздухом, Ветром, вихрем. Считалось, что с Ветром летают души больших грешников; сильный Ветер означает чью-то насильственную смерть. По польским и словацким поверьям, в завывающем Ветре слышны стоны висельника. Белорусы полагают, что холодный Ветер дует с той стороны, где утонул человек. Ветер в день поминовения умерших у кашубов означает плач души. По украинским верованиям, появление «ходячих» покойников сопровождается порывами Ветра. В Вологодской губернии считалось, что тихий ветерок возникает от дуновения ангелов, а бурный – результат действия дьявольских сил. В. сопровождает появление таких демонов, как вилы у южных славян, «поветруля» и «витрэница», «ветреник» – в Карпатах, ведьма, черт – у восточных и западных славян.
Больше по географии:
Подземные воды
Подземные воды находятся в горных породах верхней части земной коры, насыщая пласты рыхлых пород. Обычно подземные воды представлены несколькими водоносными горизонтами, залегающими на разной глубине. Первый от поверхности постоянный водоносный горизонт называют грунтовыми водами. Грунтовые воды на ...
Территориальный уровень развития г.Барнаула
В целях рациональной организации управления городским хозяйством и приближения органов местного самоуправления к населению в 1938 году на городской территории выделены Железнодорожный, Октябрьский и Центральный районы, позднее в 80-е годы прошлого века - Ленинский и Индустриальный. Кроме Железнодор ...
Неотропическая область
Общая характеристика. Эта область занимает почти всю Мексику, всю Центральную Америку с Антильскими островами, самую южную оконечность Флориды и всю Южную Америку до 40° южной широты, т. е. за исключением южных её частей (относящихся к антарктической области), кроме того, ряд островов Тихого океана ...