Город Дели, расположенный на правом берегу реки Джамны, на перекрестке торговых путей, в течение многих веков и даже тысячелетий был столицей разных государств: с начала XIII века - Делийского султаната, с начала ХVI века - империи Великих Моголов, с 1911 года - Британской Индии, с 1947 года - Индийского доминиона и с 1950 года - Республики Индии. В 1911 году население города составляло всего 214 тыс. человек, в 1941 году - 700 тыс, в 1951 году - 1,4 млн, в 1971 году - 3,6 млн, в 1981 году - 5,7 млн, а в 1991 году - почти 8,4 млн. человек. Главная функция Дели - политико-административная, столичная. В этом смысле город распространяет свое влияние на всю страну. Но Дели также является одним из крупнейших в Индии промышленных центров, транспортно-торговых узлов, сосредоточением науки, культуры, образования, искусства.
По функциям и внешнему облику город четко подразделяется на Старый и Новый Дели.
Старый Дели или Шахджаханабад, расположенный в излучине Джамны, особенно богат историческими и архитектурными достопримечательностями. Это прежде всего знаменитый Красный форт (Лал кила) - грандиозное сооружение из бурого песчаника, воздвигнутое во время правления императора Шах-Джахана и служившее резиденцией Великих Моголов. Это также крупнейшая в стране мечеть Джама-Масджид, построенная в середине XVII века, где хранятся такие мусульманские реликвии, как глава Корана, по преданию написанная под диктовку пророка Мухаммеда. Это 70- метровая башня Кутуб-Минар, воздвигнутая мусульманскими завоевателями в XII - XIII веках. Здесь же, на берегу Джамны, находится мемориальный музей лидера национально-освободительной борьбы в стране Мохандаса Карамчанда Ганди, прозванного <Махатмой>, что значит <великая душа>. В январе 1948 года он погиб от пули фанатика-убийцы, и на этом месте (Раджхате) состоялась его кремация. А примерно в километре отсюда в мае 1984 года была кремирована Индира Ганди.
Бомбей и своим географическим положением и основными историческими вехами сильно отличается от Дели. Прежде всего, он расположен на берегу Аравийского моря, на семи небольших островах. В 1534 году, после начала португальской колонизации, они были захвачены Португалией, но уже в 1661 году перешли к Англии - в качестве приданого португальской принцессы, вышедшей замуж за английского принца, ставшего затем королем Карлом II. Постепенно острова стали застраиваться. Земляными перемычками их соединили сначала между собой, превратив фактически в один остров, а затем с берегом. Более быстрый рост города начался уже во второй половине ХIХ века, особенно после открытия здесь в 1851 году первой индийской хлопчатобумажной фабрики. Современный Бомбей - самый большой по населению город Индии. В пределах Большого Бомбея живет 12,5 млн. человек; это обеспечивает ему шестое место в мире после Мехико, Токио, Сан-Паулу, Нью-Йорка и Шанхая. Бомбей также самый крупный промышленный центр страны, в котором широко представлены как отрасли тяжелой, так и традиционной легкой промышленности, особенно хлопчатобумажной. Это и ее главный морской порт, обеспечивающий до 2/3 всей внешней торговли, главный финансовый центр, крупный центр науки и культуры.
Больше по географии:
Тянь-Шань
Мы рассмотрим расположенную на территории бывшего СССР западную половину Тянь-Шаня. Восточная половина находится в пределах Китая. Западная часть Тянь-Шаня в основном входит в состав Киргизии, северные и крайние западные хребты расположены в Казахстане, юго-западная оконечность заходит в пределы Уз ...
Природа
Рельеф местности. На территории Швейцарии различимы три природных района: горный массив Юра на северо-западе, Швейцарское плато (плоскогорье) в центре и Альпы на юго-востоке. Горы Юра, разделяющие Швейцарию и Францию, простираются от Женевы до Базеля и Шаффхаузена. В них чередуются горные складки с ...
Пути решения проблем связанные с переселением
Сложившаяся в результате первичной индустриализации система расселения не обеспечивает воспроизводства человеческих ресурсов в большинстве регионов. По оценочным данным, можно обозначить основные потоки и направления миграции. Считается, что существенная доля (около 70%) в миграционном потоке прина ...