Одним из способов организации активной ученой деятельности являются семинарские занятия, применяемые в старших классах средней школы. Они позволяют значительно расширить рамки самостоятельной учащихся, сделать ее боле эффективной и творческой.
Семинар – особая форма групповых занятий по какому-либо предмету или теме при активной участии слушателей.
Семинары характеризуются следующим образом:
a.углубленным изучением учащимися определенной литературы,
b. письменной или устной подготовкой сообщения по данной теме,
c. участием в коллективном разборе и обсуждении поставленных вопросов.
При выборе тематики занятий важно иметь в виду ряд методологических условий:
1. Правильно определить место семинара в системе уроков.
2. Учитывать характер географического материала, предлагаемого для самостоятельного изучения. Он должен решать наиболее важные образовательно-воспитательные задачи, способствующие формированию:
a. теоретических знаний: понятий, причинно-следственных связей на основе обобщения фактов,
b. мировоззренческих идей, особенно социально-экономического характера,
c. специфических географических и интеллектуальных навыков, умений решать проблемы.
3. Иметь возможность обеспечить литературой всех учащихся. Присутствующих на занятиях,
4. Заранее в младших и средних классах сформировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы с географической литературой, периодической печатью
5. Сочетать семинары с другими формами занятий.
Семинарские занятия позволяют расширить рамки самостоятельной работы учащихся, сделать ее наиболее эффективной. На семинарских занятиях основная информация исходит от самих учащихся. Готовясь к занятиям, они самостоятельно добывают важные сведения, оформляют результаты поисковой деятельности и все это доводят до сведения товарищей а форме сообщений и выступлений. Таким образом, семинары отличаются от других форм обучения географии более высоким уровнем самостоятельной работы учащихся с источниками географических знаний. Готовясь к занятию, участвуя в обсуждении поставленных вопросов, слушатели активно овладевают знаниями, формируют элементы диалектического мышления, умения и навыки умственного труда.
Семинар начинается вступительным словом учителя, в котором кратко освещаются основные цеди, тема, узловые пункты ее содержания.
Затем идет обсуждение поставленных вопросов. Роль руководителя состоит в том, чтобы не допускать отклонения от основных задач, акцентировать внимание на главном в обсуждаемых материалах. Учитель выдвигает проблемные вопросы, привлекает к дискуссии большее число участников.
По завершении обсуждения каждого вопроса и в конце занятия учитель так организует итоговые беседы, чтобы подвести школьников к правильным выводам, которые записываются в тетради. В заключении учитель дает оценку семинара, активности учеников, ставит вопросы для дальнейшего обдумывания, при необходимости рекомендует литературу по некоторым вновь возникшим проблемам.
Больше по географии:
Сельское хозяйство
На территории г.Барнаула действует 12 крупных и средних предприятий, осуществляющих деятельность в сфере сельского хозяйства, из них: - заняты производством сельскохозяйственной продукции – 8 (Опытно-производственное хозяйство им. В.В. Докучаева Государственного научного учреждения Алтайский научно ...
Біографія Марко Поло
Марко Поло народився близько 1254, у Венеції або на острові Корчула (територія сучасної Хорватії). Батька Марко Поло, Ніколо, і дядька Маффео, прихильники версії про походження хорватському сім'ї вважають вихідцями зі східних слов'ян. Ніколо і Маффео були купцями, які багато років вели торгівлю з к ...
Пещера Победа
Пещера Киндерлинская им. 30-летия Победы (или просто - Победа) находится в Гафурийском районе Республики Башкортостан, в 5,0 км к востоку от д. Таш-Асты, в пределах передовых низкогорных хребтов Южного Урала. Это многоярусная система галерей, коридоров и ходов ССВ и СЗЗ простирания. В привходовой ч ...