Одним из способов организации активной ученой деятельности являются семинарские занятия, применяемые в старших классах средней школы. Они позволяют значительно расширить рамки самостоятельной учащихся, сделать ее боле эффективной и творческой.
Семинар – особая форма групповых занятий по какому-либо предмету или теме при активной участии слушателей.
Семинары характеризуются следующим образом:
a.углубленным изучением учащимися определенной литературы,
b. письменной или устной подготовкой сообщения по данной теме,
c. участием в коллективном разборе и обсуждении поставленных вопросов.
При выборе тематики занятий важно иметь в виду ряд методологических условий:
1. Правильно определить место семинара в системе уроков.
2. Учитывать характер географического материала, предлагаемого для самостоятельного изучения. Он должен решать наиболее важные образовательно-воспитательные задачи, способствующие формированию:
a. теоретических знаний: понятий, причинно-следственных связей на основе обобщения фактов,
b. мировоззренческих идей, особенно социально-экономического характера,
c. специфических географических и интеллектуальных навыков, умений решать проблемы.
3. Иметь возможность обеспечить литературой всех учащихся. Присутствующих на занятиях,
4. Заранее в младших и средних классах сформировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы с географической литературой, периодической печатью
5. Сочетать семинары с другими формами занятий.
Семинарские занятия позволяют расширить рамки самостоятельной работы учащихся, сделать ее наиболее эффективной. На семинарских занятиях основная информация исходит от самих учащихся. Готовясь к занятиям, они самостоятельно добывают важные сведения, оформляют результаты поисковой деятельности и все это доводят до сведения товарищей а форме сообщений и выступлений. Таким образом, семинары отличаются от других форм обучения географии более высоким уровнем самостоятельной работы учащихся с источниками географических знаний. Готовясь к занятию, участвуя в обсуждении поставленных вопросов, слушатели активно овладевают знаниями, формируют элементы диалектического мышления, умения и навыки умственного труда.
Семинар начинается вступительным словом учителя, в котором кратко освещаются основные цеди, тема, узловые пункты ее содержания.
Затем идет обсуждение поставленных вопросов. Роль руководителя состоит в том, чтобы не допускать отклонения от основных задач, акцентировать внимание на главном в обсуждаемых материалах. Учитель выдвигает проблемные вопросы, привлекает к дискуссии большее число участников.
По завершении обсуждения каждого вопроса и в конце занятия учитель так организует итоговые беседы, чтобы подвести школьников к правильным выводам, которые записываются в тетради. В заключении учитель дает оценку семинара, активности учеников, ставит вопросы для дальнейшего обдумывания, при необходимости рекомендует литературу по некоторым вновь возникшим проблемам.
Больше по географии:
Госбюджет Великобритании
В марте 1998 г. министр финансов Г. Браун представил на заседании Палаты общин бюджет правительства на 1998/99 финансовый год. В своем первом полномасштабном бюджете лейбористы выдвигают следующие приоритетные задачи в экономической сфере: обеспечение экономической стабильности на основе низкой инф ...
Рекреационное хозяйство ледяной зоны и зоны тундры
России
Север России обладает природными особенностями, обусловливающими широкие возможности для развития многих форм и видов рекреационной деятельности. Каждая зона – арктическая, тундра и лесотундра своеобразна, по-своему интересна и привлекательна. На побережьях преобладает кустарничковая тундра, а по м ...
Удельный вес Дальневосточного, Сибирского и
Уральского ФО в производстве цветных металлов (представить в виде столбчатой диаграммы)
Удельный вес федеральных округов представлены в виде таблицы. Таблица 1. Удельный вес Дальневосточного, Сибирского и Уральского ФО в производстве цветных металлов (%) медь цинк никель алюминий золото Уральский ФО 85 58 67,6 36 10 Сибирский ФО 5 34 29,4 48 11,5 Дальневосточный ФО 3,2 4,6 1,2 2 78 Др ...