Размещение населения по территории Португалии неравномерно. Средняя плотность составляет 116,8 человек на 1 км2. Населённость внутренних некоторых южных районов в 5 – 10 раз меньше, чем приморских западных районов и островов. В приморской зоне с городами Порту, Лиссабон и Сетубал сосредоточено около 70% всего населения страны. Диспропорция в размещении усиливает внутренняя миграция, которая, в частности, связана с сезонным отходничеством на уборочные работы в зерновые и виноградарские районы, на лов рыбы, на временные заработки в города. Часть мигрантов остаётся на постоянное жительство в новых местах, особенно в городах. Об этом свидетельствует процесс урбанизации.
Рис.3. Плотность населения Португалии по округам и автономным регионам.
Источник: интернет.
Темпы роста городского населения выше темпов роста населения в целом. «Бегство от плуга» приняло массовый характер. В 1900 г. в городах проживало 16% всего населения, в 1970 – 1980-х годах – 47,5%, в 2011 г. – 61%.
Диаграмма 2. Соотношение городского и сельского населения Португалии, 2011г. Источник: собственная разработка автора
К городам Португалии относят населённые пункты, насчитывающие 2 – 2,5 тыс. и более жителей. Нередко горожане не порывают с сельским хозяйством. В Португалии насчитывается всего 33 города с населением 10 тыс. и более человек. Из них 16 имеют от 10 до 20 тыс., 10 – от 20 до 50 тыс. и только 7 городов – свыше 50 тыс. человек. В числе этих 7 городов – столичная агломерация Большой Лиссабон с 2,6 млн. жителей и агломерация Порту с 1,75 млн.
Главная черта урбанизации Португалии – рост в стране в основном двух португальских «гигантов» - Лиссабона и Порту, где сосредоточено почти 2/3 жителей страны. Растут они главным образомза счёт слияния городских центров с пригородами и городами-спутниками и создания мощных агломераций – урбанизированных зон. В то же время численность населения мелких городов остаётся почти неизменной. Наиболее типичны для португалии небольшие города с населением менее 10 тыс. жителей. Эти города, как правило, выполняют административные функции приходских центров, которые обслуживают примыкающие сельские районы. Средние города с населением до 50 тыс. обычно также выполняют административные функции, но уже окружных и провинциальных центров.
Сельские поселения существенно отличаются друг от друга в отдельных районах страны, что зависти от тех или иных общественных отношений в деревне и от природных условий.
Для северных районов типичны разбросанные хуторские поселения и небольшие деревни. Для обширной местности между р. Тежу и областью Алгарави характерны крупные деревни, а для крайнего юга типичны небольшие кучевые сёла с тесной застройкой.
Больше по географии:
Транспорт
Новое транспортное строительство ведется с учетом интересов развития туризма, освоения новых территорий и укрепления межрайонных связей. Аэропорты: всего — 225, в том числе: с твёрдым покрытием — 15; без твёрдого покрытия — 210. Водный транспорт. Достаточно велика роль водного транспорта - паромы р ...
Динамика рождаемости в России
В 2000-2007 годах число рождений в России увеличивалось (исключение – 2005 год). По сравнению с минимальным показателем, достигнутым в 1999 г. – 1214,7 тысяч, число живорождений в 2007 году увеличилось на 363 тысячи или на 30% (табл. 1) [5, С.91]. Таблица 1. Число рождений в России и компоненты его ...
Транспорт – отрасль ифраструктурного комплекса
Успешное развитие России, наряду с прочими условиями, требует хорошо развитой и организованной системы транспорта. Транспорт – “кровеносная система экономики” страны, оказывающая влияние на размещение производительных сил. Транспорт связывает воедино все части страны, обеспечивая взаимодействие меж ...