В рамках теории размещения сложилась другая, противоположная веберовской, система взглядов, которая исходит из относительно равномерного размещения экономической активности в пространстве. Эта система представлена теорией центральных мест В. Кристаллера – работа «Центральные места в Южной Германии» (1933) и А. Леша – работа «Географическое размещение хозяйства» (1940).
В. Кристаллер исследовал размещение сферы обслуживания на однородной равнине с равномерно размещенным населением. С учетом других условий им было обосновано формирование правильной шестиугольной системы с центрами разных рангов.
А. Леш показал возможности использования теории центральных мест для учета различий в зонах сбыта и агломерационных эффектов. В дальнейшем теория центральных мест нашла широкое применение в анализе размещения отдельных отраслей, а также формирования систем расселения.
Одно из важнейших направлений в теории размещения связано с работой шведского экономико-географа Т. Хагерстанда «Диффузия нововведений как пространственный процесс» (1953), в которой исследовались проблемы пространственного развития в условиях научно-технической революции. Т. Хагерстандт ввел в анализ понятия и модели, связанные с центрами нововведений и характерам их распространения по территории, ролью информационных полей в этих процессах, эффектами контактов, соседства и барьеров.
В российской географической науке теория размещения и регионального развития существует уже давно и связано с именами выдающихся географов, таких как В.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.Н. Баранский, Н.Н. Колосовский, А.А. Минц, Ю.Г. Саушкин и др. По мнению В.П. Максаковского (1998), разработка Н.Н. Баранским проблемы соотношения отраслевого и районного (регионального) аспектов в экономической географии послужила важным вкладом в теорию регионального развития. Еще в конце 60-х годов А.А. Минц охарактеризовал региональное направление как центральное русло экономико-географических работ в нашей стране. Ю.Г. Саушкин (1973) считал, что именно регионализм, учение о районах – их формировании, развитии, перспективах, практическом значении – стало ядром всех географических наук и в значительной степени определило границы системы географических наук в целом. В дальнейшем теория регионального развития нашло отражение в работах И.П. Герасимова, В.В. Покшишевского, Я.Г. Машбица, С.Б. Лаврова, Э.Б. Алаева, Л.Б. Смирнягина и других географов. В целом работы советской школы размещения были связаны с плановым размещением производства на территории страны, обеспечивающим минимизацию совокупных производственных и транспортных затрат. К трем ключевым факторам размещения (транспортного, трудового, агломерационного), которые активно использовались в практике размещения в 20-е годы в СССР, экономическая наука ввела еще один важный фактор – комбинирование производства.
В 50-е годы Н.Н. Колосовским была создана теория энергопроизводственных циклов, которая послужила научным обоснованием проектов и программ формирования особых зон экономического развития – территориально-производственных комплексов. Территориально-производственные комплексы являются одной из форм совместного размещения различных производств, учитывающей агломерационные эффекты как результат взаимодействия разных предприятий. На основе этой теории была сформирована производственная структура ряда районов СССР, особенно районов пионерного освоения. Теория формирования ТПК оказалась востребованной в зарубежных региональных исследованиях, где использовалась при решении проблем развития регионов, формирования портово-промышленных комплексов.
Переход развитых стран Запада в постиндустриальный этап развития породил целый ряд новых региональных экономических теорий, потребность в которых была обусловлена необходимостью обоснования управленческих решений, проводящих к подъему одних и падению других регионов. В 60-х гг. теория обострения диспропорций в ходе нормального развития рыночной экономики объясняла различия в экономическом развитии территорий воздействием поведенческих факторов на деловую активность. Модель «центр-периферия» мотивировала слабое развитие регионов их периферийным положением. Теория регионального развития и исторического анализа С. Паллада (1981) рассматривает влияние на уровень экономического развития комплекса взаимосвязанных факторов: экономико-физико-географических факторов прошлого (экономические объекты – порты, промышленные предприятия – размещались в устьях рек); экономико-технологических (определяют величину издержек производства в различных ареалах); демографических (размеры и темпы прироста населения).
Неоклассическая теория объясняет экономическую дифференциацию территорий недостаточной мобильностью факторов производства. Для уравновешивания пространственных различий необходимы свободная конкуренция, полная вовлеченность факторов производства, полная мобильность труда и капитала, адекватная технология. На практике ни труд, ни капитал не являются полностью мобильными, рента не является гибкой, что приводит к дисбалансу доходов компаний и населения в разных регионах.
Больше по географии:
Таможенные правила
Ограничений на ввоз-вывоз валюты на острове нет. ...
Морской транспорт
Играет значительную роль в перевозках пассажиров и грузов. Главные морские порты: Хельсинки (порт в черте города), Турку, Котка. Паромное сообщение со Швецией, Эстонией, Польшей, Германией. Наиболее важные сухопутные маршруты: Хельсинки – Таллинн, Хельсинки – Любек, Хельсинки – Стокгольм, Турку – М ...
Этнографические памятники
Этнографический блок наследия представлен, главным образом, предметами материальной культуры и религиозного культа, а также богатейшим фольклором, обрядами и пр. К этому же блоку относятся природные объекты, имеющие мировоззренческое значение. Среди памятников старины особое внимание занимают камен ...