Теоретические основы регионального развития России

Страница 2

Теория кумулятивных причинных связей Г. Мюрдаля исходит из того, что свободная игра рыночных сил невозможна. Например, рабочая сила будет перемещаться из менее развитых районов в более развитые, как и капитал. Таким образом, слаборазвитые районы становятся еще менее привлекательными и менее развитыми.

В 70-е годы в связи с экономическим кризисом в Европе получила широкое распространение теория местного роста. Эта теория близка состоянию современной, кризисной, России: успех развития территории определяется ее способностью мобилизовать местный экономический потенциал и финансовые ресурсы, стимулировать предпринимательство на местном уровне, адаптировать свое развитие к местным условиям.

Федеративная модель государственного устройства России унаследовала основные принципы советского федерализма, включая национально-территориальные автономии, дробность и многоуровневость административно-территориального деления. В 90-е гг. эффективность политической системы снизилась из-за центробежных тенденций, борьбы субъектов Федерации за расширение полномочий. В постсоветской России в основу региональной политики был положен принцип «берите суверенитета, сколько можете». Это обострило проблемы российской федерализации и регионализации. Произошла децентрализация государственного управления и расширение полномочий органов власти субъектов. Предполагалось, что создание полноценной федерации позволит более эффективно использовать потенциал развития субъектов и укрепит страну в период перехода к рынку. Однако для России того периода в условиях глубокого экономического спада и слабого федерального центра, развитие федерализма обернулось реальным региональным сепаратизмом.

Большинство субъектов Российской Федерации являются дотационными. За годы Перестройки произошло значительное перераспределение природной ренты в интересах олигархо-бюрократических группировок, сосредоточенных преимущественно в Москве. Наблюдаются глубокие различия в уровне социально-экономического развития субъектов РФ, что представляет один из основных угроз для целостности и национальной безопасности страны. В этой связи для России региональная политика имеет исключительное значение из-за огромных территориальных различий в физико-географических, социально-демографических, экономических и других условиях. В современной России роль региональной политики обусловлена:

1. необходимостью учета специфики регионов при проведении реорганизации экономики и учета резко отличающихся начальных условий в регионах;

2. незавершенностью и противоречивостью разграничения компетенции федеральных и региональных органов управления;

3. политической нестабильностью и межэтнической напряженностью в ряде регионов;

4. экономическим кризисом, острыми проблемами в регионах.

В 1996 г. был издан Указ Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации». Был создан Фонд регионального развития, из которого финансируются федеральные целевые программы социально-экономического развития регионов и свободных экономических зон. Однако целевые программы часто разрабатываются исходя из политической, а не экономической целесообразности, Свободные экономические зоны (СЭЗ) не стали полюсами роста для депрессивных регионов. Наглядным примером этому может служить СЭЗ «Ингушетия», которая не только не стала процветающей республикой, но в большой степени криминализировалась.

В рамках региональной политики объектами особого внимания государства являются проблемные регионы, которые выделяются в зависимости от уровня развития, глубины кризисных процессов, значения в решении общегосударственных социально-экономических задач. Основными типами проблемных регионов в современной ситуации являются: отстающие, депрессивные, кризисные, а также регионы особого стратегического значения.

Для того чтобы выровнять или избежать территориальных диспропорций в социально-экономическом развитии, важная роль отводится региональному прогнозированию, то есть предвидению тенденций развития региона под воздействием геополитических и геоэкономических факторов регионализации, внешней и внутренней политики государства. При этом особое значение приобретает исторический (генетический) подход, цивилизационные особенности региона, без учета которых успех региональной политики государства обречен. Наглядным примером этому служит Чеченская республика, которая стала ареной столкновения цивилизации.

В конце 90-х гг. началась коррекция федеративных отношений в сторону ограничения децентрализации, восстановления властной вертикали, расширения финансовых ресурсов федерального бюджета для нивелирования усилившимся межрегиональным различиям и дезинтеграции российского пространства. Для этой цели после президентских выборов 2000 г. был изменен порядок формирования Совета Федерации, создан механизм федерального вмешательства в случае нарушения региональной властью федерального законодательства и институт представителей Президента РФ в федеральных округах. Образованные федеральные округа решают задачу укрепления центральной власти в регионах и постепенного устранения неравноправии субъектов федерации в политической и экономической сферах.

Страницы: 1 2 3

Больше по географии:

Подорожі Марко Поло
1260 року брати Поло — Нікколо та Маффео — зуміли передбачити політичні зміни в Константинополі (1261 р. впала Латинська династія, і венеціанців вигнали з міста), ліквідували свою власність, інвестувавши її в ювелірні вироби, і вирушили в кримський улус Золотої Орди, а потім на Волгу. Вдалий гендел ...

Из истории становления и развития химико-фармацевтической промышленности г. Шымкента
Удивительны бывают порой зигзаги в исторических судьбах городов. Испиджаб, в эпоху караванной торговли бывший наиболее крупным, «достославным» городом, первоклассной военной крепостью, был разрушен завоевателями и затем вновь появляется в летописях, но уже как Сайрам. Испытавший превратности злой с ...

География транспорта
Мировую транспортную систему образуют все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства. На мировом транспорте занято более 100 млн. человек. Ежегодно всеми видами транспорта перевозится более 100 млрд. тонн грузов и более 1 трлн. пассажиров. Мировые грузовые и транспортные перев ...


Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.geodesire.ru