Общая характеристика транспортной системы. Центральный экономический район обслуживает широко разветвленная система транспортных коммуникаций всех видов (за исключением морского) современного транспорта. Конфигурация транспортной сети в значительной мере определяется размещением производительных сил и прежде всего наличием сформировавшейся и продолжающей развиваться одной из крупнейших в мире Московской агломерации, а также обеспечением связей Центрального экономического округа с другими регионами страны и с зарубежными странами, транзитных перевозок пассажиров и грузов.
Важной особенностью типологии транспортной сети Центрального экономического района наряду с относительно высокой еѐ густотой, превышающей аналогичные показатели в других экономических районах, является лучеобразные подходы транспортных коммуникаций универсальных наземных видов транспорта к Москве, являющейся наиболее крупным транспортным узлом страны. В Москве сходятся 11 направлений железных дорог, 15 направлений автомобильных магистралей. Подходы к Москве обеспечивают также два направления внутренних водных путей –канал им. Москвы, соединяющий столицу с Волгой, и р. Москва –позволяющая осуществлять связь с р.Окой, а по ним с другими регионамиокруга, Приволжским и Северо-Западным федеральными округами.
В пригородах Москвы действуют три крупных аэропорта – Домодедово, Шереметьево и Внуково, соединяющих столицу со многими регионами нашей страны, государствами ближнего и дальнего зарубежья. Аэродромная сеть имеется во многих городах, областных и промышленных центров.
Газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы обеспечивают прокачку соответствующей продукции к крупным еѐ потребителям и транспортировку продукции к другим регионам и на экспорт.
Ведущую роль в обеспечении транспортных потребностей округа играют железнодорожный и автомобильный транспорт. Железнодорожный транспорт вследствие его ведущей роли в транспортном обслуживании округа и тематической направленностью настоящего учебника будет рассмотрен ниже в специальном разделе.
Автомобильный транспорт района в последние годы развивается достаточно высокими темпами и используется по причинам, отмечавшимся выше как средство сообщения не только на короткие расстояния, но и для обеспечения перевозок на дальних междугородных линиях и на перевозках со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Протяжение автомобильных дорог с твердым покрытием в границах округа составляет 116,5 тыс.км. Средняя густота дорог в расчете на 1000 кв.км составляет 179 км, что существенно выше, чем в других экономических районах. Размещение автомобильных дорог по территории района колеблется в существенных пределах. Наибольшая плотность автомобильных коммуникаций сосредоточена в регионах наибольшего развития экономики – в Московской, Белгородской, Липецкой, Курской и Тульской областях, в которых густота дорог в расчете на 1 тыс.кв.км превышает 200 км. Наименьшие показатели наблюдаются в относительно менее экономически развитых Костромской и Владимирской областях, где она не достигает 100 км/1000 кв.км.
Автомобильным транспортом осуществляются перевозки грузов в основном в местных и международных сообщениях. С реформированием экономики и переводом ее на рыночные принципы хозяйствования автомобильный транспорт все чаще применяется для транспортировки ценных и скоропортящихся грузов на расстояние до 1500-2000 км и более, а на международных направлениях и до 4-5 тыс.км. Междугородние дальнепробежные перевозки осуществляются между Москвой и другими крупными экономическими центрами округа и регионами Северного Кавказа, Поволжья, Европейского Севера. Международные направления автомобильных дорог Центрального федерального округа обеспечивают связи с европейскими странами СНГ (Белоруссией, Украиной и Молдовой), а также практически со всеми странами дальнего зарубежья в Европе. Наиболее интенсивные связи со странами СНГ, с Финляндией, государствами Балтии, Германией, Польшей, Нидерландами, Швецией. Объемы международных перевозок по автомобильным дорогам округа достигают 12 млн. т.
Внутренний водный транспорт не играет существенной роли в обслуживании населения и экономики округа. Судоходные пути, обеспечивающие перевозки в округе, составляют р. Волга в пределах Ярославской, Костромской, Ивановской, Тверской и Московской областей. Эта часть реки входит в состав единой глубоководной системы европейской части России. Основной лимитирующий судоходство показатель – гарантированная глубина - составляет на этом участке Волги 4,0 м. Канал им. Москвы (также часть единой глубоководной системы) имеет протяженность 127 км и соединяет Волгу с р. Москвой, одновременно подавая значительный объем воды для обеспечения потребностей населения и промышленности города. Для транспортных целей используются также реки Ока, Москва, Теза (Ивановская обл.), Клязьма, Мокша, верхний Дон, Унжа и др.
Больше по географии:
Климат
Климат умеренно континентальный. Средняя температура января -9С, июля +17С. Абсолютный минимум – минус 57 0С (пос. Котлован, 1940 г.). Абсолютный максимум – плюс 38 0С. ЗИМА: начало 1 декабря, окончание 31 марта ВЕСНА: начало 1 апреля, окончание 24 мая ЛЕТО: начало 25 мая, окончание 13 сентября ОСЕ ...
Виза
Виза шенгенская. Безвизовый транзит возможен в течение суток. Консульские службы Финляндии выдают три типа виз: однократные, транзитные, многократные. Срок оформления виз – 1 неделя. Однократная виза дает право на один въезд в Финляндию и пребывание в стране в течение срока, указанного в визе. Выда ...
Отраслевая структура народного хозяйства региона
На российском и мировом рынках ведущими отраслями специализации Пермского края являются машиностроение, химия и нефтехимия, металлургия, топливная промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. В машиностроении важную роль играет производство продукции военного н ...