Проблемы развития отрасли в новых условиях хозяйствования

Информация » Реструктуризация угольной промышленности в России » Проблемы развития отрасли в новых условиях хозяйствования

Страница 5

- воспроизводство производственных мощностей, расширение, техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий;

- обеспечение деятельности нерентабельных организаций, продукция которых незаменима по технологическим параметрам или обеспечивает потребность регионов, в которые по экономическим условиям доставка другого топлива нецелесообразна;

- обеспечение функционирования угледобывающих организаций в период временного снижения потребности в угле;

- приведение производственных мощностей по добыче угля в соответствие с потребностями топливно-энергетического баланса государства, его общеэкономическими и социальными целями.

Однако изложенное свидетельствует, что этот Закон выполняется не в полной мере.

Выводы:

1. При современном уровне добычи угля хватит на 800 лет. Ряд крупных разведанных угольных месторождений значительно удален от сети железных дорог. В этой связи их промышленное освоение остается сложным. По этой причине приоритет в проведении геологоразведочных работ должен принадлежать обеспечению эффективной угледобычи на действующих и строящихся шахтах и разрезах. В европейской части страны на новых угледобывающих предприятиях практически отсутствует возможность применения открытого способа разработки.

2. Реструктуризация угольной промышленности в России началась в 1993 году. Практически одновременно в этот процесс включился Международный банк реконструкции и развития. За 1996-1999 годы он предоставил Российской Федерации на структурную перестройку угольной промышленности бюджетозамещающие займы в размере 1050 млн. долларов США, что составило 4% от всех финансовых ресурсов угольной отрасли, увеличив расходы на обслуживание внешнего долга. При этом МБРР предложил обязательные для исполнения рекомендации, направленные на закрытие шахт, разрезов и других производств, приватизацию конкретных предприятий, продажу государственных пакетов акций, а также регулирование и распределение федеральных бюджетных средств государственной поддержки угольной промышленности по направлениям, включая их пропорции. Условия выделения угольных займов ограничили возможности государственного регулирования процессами наращивания угледобычи и потребления этого вида топлива.

3. До начала реформирования угольной промышленности, в 1992 году добыча угля в Российской Федерации достигала 335,8 млн. тонн. В 1995 году уровень его фактической добычи стал угрожать устойчивости национальной энергетической безопасности России, а в последующие 1996-1999 годы он опустился ниже критического порогового значения. В 2000 году добыча составила 257,9 млн. тонн, что соответствует 1960 году.

4. С начала проведения реструктуризации общее выбытие мощностей по добыче угля составило 160,8 млн. тонн. В этих потерях доля шахт Кузбасса составляет 42,2%, Печорского бассейна - 11,4% и Восточного Донбасса - 19,2 процента. Особо тяжелое положение имело место в Ростовской области и на Дальнем Востоке.

5. Активный процесс сокращения угледобывающих мощностей происходит не только за счет закрытия особо убыточных шахт, но и на стабильно работающих и перспективных предприятиях за счет износа основных фондов, невозможности их обновления ввиду отсутствия достаточных инвестиционных ресурсов. Динамика ввода и выбытия производственных мощностей показывает, что в связи с отставанием горно-капитальных работ, высоким износом горно-шахтного оборудования, отсутствием достаточных средств на обновление основных фондов, в ближайшей перспективе рассчитывать на существенное увеличение добычи угля практически невозможно.

6. В процессе реализации мероприятий по реструктуризации угольной отрасли возникла угроза потери сырьевой независимости металлургического комплекса в части его снабжения коксующимися углями отечественного производства. Предложения на рынке сбыта не полностью удовлетворяют потребности предприятий электроэнергетики. Отдельные марки углей, поставляемые на экспорт, являются дефицитными на внутреннем рынке. Более того, низкие цены на внутреннем рынке стимулируют экспорт. Вместе с тем увеличение экспорта российской стали приводит к косвенному экспорту коксующихся углей, дотируемых государством.

7. Шахтный и карьерный фонды изношены на 53,6%, используемое оборудование не соответствует мировому уровню. В 2000 году была прекращена добыча и начаты работы по ликвидации 8 шахт и 3 разрезов общей производственной мощностью 7,9 млн. тонн в год угля и объемом добычи 2,6 млн. тонн.

8. С 2001 года Правительство Российской Федерации использует государственные средства для поддержки частного сектора угольной промышленности. К ним, в частности, относится компенсация за счет средств федерального бюджета разницы процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на срок до 3 лет для реализации инвестиционных проектов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Больше по географии:

Общая характеристика
Лесная (таёжная, лесоболотная) зона Западной Сибири охватывает пространство между 660 и 560 с.ш. полосой примерно в 1000 км. В нее входят северная и средняя части Тюменской области, Томская область, северная часть Омской и Новосибирской областей, занимая около 62% территории Западной Сибири. Таёжну ...

Научные географические школы
Во второй половине XIX в. в России складывается новая крупная географическая школа, во главе которой стоял П.П. Семенов Тян-Шанский. Эта школа была одной из величайших из когда-либо создававшихся в мире географических школ. Она насчитывала несколько тысяч исследователей, в том числе таких ученых ми ...

Краткая экономическая характеристика региона
В 1992-1993 структура экономики Латвии начала перестраиваться на принципах рыночного хозяйства. Ряд ее секторов (торговля, услуги, банки) был освобожден от государственного контроля; в других секторах (образование, здравоохранение) этот контроль сохранился. То же самое относилось к ценам (сохраняли ...


Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.geodesire.ru