Спустя несколько дней, Васко да Гама, взяв с собой тринадцать португальцев, отправился на аудиенцию к правителю Заморину. Покидая корабль, он приказал своему брату Пауло, если с ним что-нибудь случится, не пытаться его спасать, так как это может повести за собой гибель кораблей. Поведение Васко да Гамы во время посещения Заморина Каликутского свидетельствует о его доблести, решительности, отваги, исключительной храбрости и высоко развитом чувством долга.
На берегу его ждал наместник Заморина Вали с отрядом наиров. Сбоку стояли музыканты. Васко да Гама вступил на новую землю первым. На удивление португальцев, они приняли их с радостью и гостеприимством. Васко да Гаме усадили в паланкин, в которых тут носили знатных и уважаемых людей.
Португальцы были восхищены приемом, которым оказали для них индусы. Они пронесли капитана через людскую толпу. Почести, воздаваемые ему, были гораздо больше тех, что воздаются в Португалии самому королю. Португальцев повели к повелителю. Замарин принял португальцев как высоких гостей.
Он угощал их фруктами, холодной водой, затем повелитель Каликута попросил Васко да Гаму кратко изложить содержание послания короля. Но Васко да Гама, видя вокруг мавров, попросил, чтобы тот принял его наедине. Заморин согласился. Васко да Гама начал говорить. Он рассказывал о короле португальском, «повелителе многих стран и обладателе огромнейшего богатства, равному которому нет на земле». Упомянул, что предки посылали корабли в Индию «не потому, что они искали золота и серебра, ибо золота и серебра в Португалии такое изобилие, что нет никакой нужды искать их в чужих землях, а потому, что португальские короли прослышали, будто бы на Востоке есть тоже христианские царства». Васко да Гама предложил Заморину от имени короля Португалии братство и дружбу для успешной торговли. Заморин сказал, что рад приезду португальцев и надеется, что между Каликутом и Португалией будет дружба и мир. Он еще и не подозревал, что для португальцев важны не только торговые связи, но и власть в Индийском океане.
Каликут, расположенный на морском побережье Индии, был крупным торговым портом международного значения. В Каликут приезжали купцы из Аравии, Ирана, Египта, с африканского берега, из Малакки, Суматры и восточного берега Индии. А в 14-15 веках Каликут посещали китайские корабли. Через Каликут проходила львиная доля пряностей, экспортировавшихся из Индии. В этом городе издавна поселились арабские и иранские торговцы. Сам повелитель Каликута во многом зависел от мусульманских купцов. Все его могущество, все его богатство покоилось на заморской торговле с мусульманскими, аравийскими и иранскими купцами. Прекратись эта торговля, перестань аравийские корабли посещать гавань Каликута – и замрет пышный город, смолкнут шумные базары, запустеет просторная гавань.
Наверное, в глазах индусов португальцы выглядели странно. Они никогда прежде не видели людей с такими белыми лицами и в такой пестрой одежде. Португальцы искали товары, которые могли увезти с собой на родину. Больше всего их поразила способность индусов приручать слонов, и использовать их для разных работ. На склонах прибрежных гор выращивали перец. Наконец-то, португальцы собственными глазами увидели растения, из которого делают пряности, столь любимую в Европе.
Заморин, повелитель Каликута, принял Васко да Гама с распростертыми объятьями, но богатство его страны основывалось на торговле с мусульманами, которые прочно закрепились на этих землях несколько веков назад. Поэтому неудивительно, что прибытие европейцев в Индию обострило соперничество между мусульманами и португальцами. Васко да Гама был плохо подготовлен к встрече с местными правителями. Подарки Васко да Гамы Заморин не принял. Когда индусы увидели подарки, они только засмеялись и сказали, что такие подарки не достойны правителя. Даже самый бедный купец подарил бы что-нибудь получше. Если он хочет сделать подарок, то из золота, потому что ничего другого правитель не примет. Мусульмане попросили Заморина запретить португальцам торговать. В противном случае все мусульманские купцы покинут Каликут и станут торговать со старинными соперниками Каликута – Кананором и Коилуном. Но правитель Каликута вел двойную игру. Он не хотел портить отношения ни с мусульманами, ни с португальцами. Новые деловые отношения принесли свои плоды. Заморин передал Васко да Гаме послание для его короля: «Васко да Гама, благородный человек вашего двора, прибыл в мою страну, чему я был очень рад. Здесь много корицы, гвоздики, имбиря, перца и драгоценных камней. От твоих людей мне нужно золото, серебро, кораллы и красная ткань». Португалец был на вершине успеха. Он не только открыл рай на земле, о котором Колумб только мечтал, но и путь к сокровищам и пряностям Востока. Обратный переход через океан был особенно мучительным. Ветер дул вяло. Часто весь день царил штиль. Началась цинга. На всех кораблях лежали вповалку больные. Цинга подкосила почти весь экипаж. Историк на корабле писал: «Я заверяю всех, что если бы подобное положение продолжалось еще две недели – не осталось бы людей для управления кораблями. Мы дошли до такого состояния, что исчезли все узы дисциплины. Капитаны уже хотели возвращаться обратно в Индию». Лишь 2 января 1499 года показался африканский берег. 89 дней они плыли по Индийскому океану, не видя берегов. После отплытия из Мелинди, «Сао Рафаэль» сожгли, чтобы он не достался маврам. 28 января прошли мимо Занзибара, а 1 февраля остановились недалеко от Мозамбика и знакомого острова Сао Жорже. Васко да Гама решил поставить здесь падрао. Уже 10 марта в «вороньем гнезде» на верхушке мачты матрос увидел высокие черные горы с плоскими вершинами. Все поднялись наверх и смотрели, как корабли, открывавшие путь в Индию, огибали мыс Доброй Надежды, – надежды на то, что будет открыта Индия. Кормчие, сославшись на труды и лишения, которые они перенесли в Индии, просили простить их. Васко да Гама ответил: «Сам я давно простил вас и хочу просить короля дать вам награду. Но я поклялся и проведу вас по Лиссабону в королевский дворец в цепях».
Больше по географии:
Проблема окружающей среды в районах черной металлургии
Экологическая проблема функционирования черной металлургии связана с энергосбережением. Экономия (т. е. уменьшение сжигания) топлива на предприятиях означает соответствующее (до 50%) сокращение выбросов токсичных газов. Т. о., экономия ресурсов вследствие обновления технологий позволяет решать двуе ...
Интеграционные процессы в современном мире и их география
Экономическая интеграция есть результат углубления процессов интернационализации, доведение их до уровня интеграции. Транснациональные корпорации и современная технологическая революция в громадной степени усиливают действие переплетающихся факторов хозяйственной жизни во всем мире. Главный участни ...
Автомобильный транспорт
Длина автодорог – 76,7 тыс. км. Сеть шоссейных дорог охватывает всю страну и находится в хорошем состоянии. В праздничные дни и в сезон отпусков на дорогах возможны заторы. В Финляндии правостороннее движение. Во время езды на легковых машинах следует пользоваться ремнями безопасности, как на перед ...