• физическая — масштаб 1: 500 000
• геологическая — масштаб 1:600 000
• геоморфологическая — масштаб 1:600 000
• ландшафтная — масштаб 1:600 000
• экологическая — масштаб 1: 300 000
• карта природопользования - масштаб 1:300 000
• экономическая — масштаб 1: 300 000
• карта загрязнения почв;
• карта радиационной обстановки;
• карты состояния воздушного и водного бассейнов;
• туристская и фенологическая картосхемы.
В последнее время усилился интерес к применению персональных компьютеров (ПК) в обучении. Очень важным в процессе компьютерного обучения (помимо наличия и доступа к ПК в образовательном учреждении) являются наличие и доступность программного обеспечения (ПО) или программно - педагогических средств (ППС). Среди них возможность использования общедоступных средств MS Office в обучении географии (особенно в старших классах). Насыщенность школьной географии статистическим материалом дает широкое поле деятельности и творчества для использования средств MS Excel учителями географии.
Основы такой системы образования составит сочетание различных форм занятий по географии, существенное место среди которых принадлежит практическим урокам в форме экскурсий, викторин, игр на конкретных географических объектах местности.
Прогрессивный педагог 2 – й половины 19 века А. Л. Герд – основательновой методики преподавания естествознания в России был сторонником привлечения экскурсионного метода изучения природы.
«Природу надо не описывать, но объяснять», - считал он, требуя объяснительного преподавания знаний о природе [ 16, с. 60 ]. Герд отмечал, что наглядность должна непременно сочетаться с классными опытами, практическими знаниями и экскурсиями. Установить своеобразие географического объекта учащимся легче путем сравнения его с другими, уже знакомыми, поэтому при сравнении легко реализовать краеведческий принцип. Значительна роль сравнения в активизации познавательной деятельности учащихся, в понимании ими сложных процессов, происходящих в природе и обществе, в сознательном усвоении основ географической науки и формировании взглядов и убеждений. Предметом сравнения в географии могут быть различные географические объекты рельеф, реки, озера, моря, природные зоны, отрасли хозяйства и т.д.
Изучению водных ресурсов Среднего Урала можно посвятить часть уроков по физической географии России в YIII классе при изучении тем: «Внутренние воды и водные ресурсы России», «Природа регионов России - Урал», «Человек и природа – антропогенные воздействия на природу»; по географии регионов и по экономической географии в Х классе при изучении тем «Природные ресурсы Урала - реки и озера», «Промышленность Уральского хозяйственного комплекса», «Хозяйственная деятельность человека и ее влияние на природные ресурсы Урала» и др.
В качестве примера представляю вариант урока географии в Х классе, направленного на обобщение материала по теме «Экология водных ресурсов Среднего Урала». Учитывая возраст учащихся, мною была выбрана форма экскурсии на реку Исеть в районе турбазы Черданцево, поскольку она повышает внимание, интерес, скорость мышления. В качестве средств развития творческого мышления определены проблемные вопросы и задачи, что стало в последние годы достаточно популярным.
Больше по географии:
Влияние национального
состава на численность населения субъектов Российской Федерации
На территории России проживает свыше ста наций и народностей. Каждой нации присущи свои черты материальной и духовной культуры, отражающие конкретные природно-исторические и социально-экономические условия ее развития. Все народы России - большие и малые - пользуются равными правами, а наиболее м ...
Лёгкая промышленность
Легкая промышленность стран Балтии выпускает разнообразную продукцию — текстильные, трикотажные, швейные изделия, обувь. Сильная зависимость от импортных поставок сырья (хлопок) и сокращение производства химических волокон обусловили резкое падение объемов производства продукции в отрасли. Крупные ...
Топливная промышленность мира
Основу мировой энергетики составляют 3 отрасли топливной промышленности. Нефтяная промышленность мира На современном этапе это ведущая отрасль мировой топливно-энергетической промышленности. В 2007 году добыча нефти снизилась на 0,2% - до 3,6 млрд. тонн. По сравнению с 2006 г. межрегиональные поста ...