Таким образом, очевидно, что от решения экологических проблем на Урале непосредственно зависят судьбы миллионов людей. Как решать эти проблемы?
Во-первых, нуждается в коренной перестройке само хозяйство района. Урал должен начать переход к новой фазе своего развития — постиндустриальной. Такой переход потребует за собой резкое сокращение в структуре добывающей промышленности, металлургии и химии. На смену им должны прийти новейшие отрасли машиностроения, информационные и природоохранные технологии.
Это позволит не только значительно сократить выбросы вредных веществ, но и переработать и обезвредить уже накопленные отходы, многие из которых содержат большое количество ценных компонентов, вплоть до драгоценных металлов. На Урале уже имеется основа для такой реконструкции хозяйства. Это оборонные предприятия, обладающие хорошей научной базой, передовыми технологиями и кадрами высокой квалификации.
Во-вторых, как ни в одном другом районе России, на Урале очень важно расширять площади охраняемых территорий: заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы. Их уже более 10, на Северном Урале это Вишерский и Печоро-Илычский заповедники, на Среднем —Басеги, Ильменский, на Южном — Башкирский и Оренбургский.
Чтобы познакомиться на практике с водными ресурсами Среднего Урала, учащиеся по ходу экскурсии должны были провести небольшую исследовательскую работу по намеченному плану: выполнить ряд заданий и ответить на вопросы.
1. Определить в каком направлении течет река Исеть ( на восток).
2. Определить скорость течения реки.
3. Провести осмотр русла реки. Сравнить берега (один берег высокий, гористый, другой низменный). Сделать вывод о происхождении реки.
4. Взять кусочки почвы для анализа.
5. Определить источники питания реки. Как связаны реки с климатом Среднего Урала? Как это сказывается на режиме рек?
6. Осмотреть водную поверхность, определить есть ли растения, какие? Водится ли рыба в реке? О чем они говорят?
7. Почему вода в реке грязная? Какие города расположены по ходу течения реки? (Екатеринбург, Каменск Уральский, Катайск). В чем сходство этих городов? (Все промышленные центры).
8. Какое значение эта река имеет в экономической жизни края?
9. Почему и как промышленность и города загрязняют реки?
10. Какие мероприятия необходимы, чтобы река ниже Екатеринбурга была чистой?
Разработанные и подобранные мною задания направлены не столько на контроль знаний, сколько на развитие и проверку практических навыков, умений мыслить логически, делать собственные заключения и прогнозы, т.е. предназначены для развития у школьников склонности к научному анализу. Хочу отметить, что предлагаемые задания являются примерными, их комплектация должна проводиться с учетом интересов, склонностей, уровнем обучаемости, развития интеллектуальных и креативных способностей, качества усвоения предшествовавшего материала учениками каждого конкретного класса.
После проведения экскурсии подведем итоги рекомендованной методики преподавания географии Среднего Урала в средней школе:
§ Основы такой методики составит сочетание различных форм занятий по географии, существенное место среди которых принадлежит практическим урокам в форме экскурсий, викторин, игр на конкретных географических объектах местности.
Больше по географии:
Реки
Общая характеристика. В пределах России насчитывается свыше 2,5 млн рек. Густота речной сети на равнинах достигает максимума в тайге, откуда закономерно уменьшается к северу и югу. Особенно хорошо эта закономерность прослеживается на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах. Наименьшая гус ...
Индия в международных экономических отношениях
Политика Индии, одного из наиболее далеко прошедшего по капиталистическому пути развития освободившегося от колониального гнета государства, во внешнеэкономических, также как и во внутриэкономических вопросах, направлена на преодоление хозяйственной отсталости страны. Своей первоочередной задачей о ...
Понятие семинара
Одним из способов организации активной ученой деятельности являются семинарские занятия, применяемые в старших классах средней школы. Они позволяют значительно расширить рамки самостоятельной учащихся, сделать ее боле эффективной и творческой. Семинар – особая форма групповых занятий по какому-либо ...